Версия для слабовидящих

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад "Брусничка" п.Добчур Братского района Иркутской области

Российская Федерация, 665744, Иркутская область, Братский район, п. Добчур, пер Школьный, 3

Телефон

89501176634

МКДОУ детский сад "Брусничка"

Адрес: Российская Федерация, 665744, Иркутская область, Братский район, п. Добчур, пер Школьный, 3
Телефон: 89501176634
Эл. почта: ivanovazi.ivanova@yandex

Страница музыкального руководителя

30 марта 2017 г.

Значение и задачи музыкального развития ребенка   Различные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать на ребенка на  самых ранних этапах. Доказано, что даже внутриутробный  период  чрезвычайно  важен для последующего развития человека: музыка, которую  слушает  будущая  мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка.   Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания,  она  обладает   большой   силой   эмоционального   воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы.   Современные научные исследования свидетельствуют о  том,  что  развитие музыкальных способностей, формирование основ  музыкальной  культуры  –  т.е.музыкальное воспитание нужно  начинать  в  дошкольном  возрасте.  Отсутствие полноценных  музыкальных  впечатлений  в   детстве   с   трудом   восполним  впоследствии. Музыка имеет сходную с речью  интонационную  природу.  Подобно процессу овладения  речью,  для  которой  необходима  речевая  среда,  чтобы полюбить  музыку,  ребенок  должен   иметь   опыт   восприятия   музыкальных произведений разных эпох и стилей, привыкнуть к ее интонациям,  сопереживать настроения.  Известный  фольклорист  Г.М.Науменко  писал:  «…   у   ребенка, попадающего  в  социальную   изоляцию,   происходит   задержка   умственного развития, он усваивает навыки и язык того, кто его воспитывает,  общается  с ним. И какую звуковую  информацию он впитает в себя в раннем  детстве,  та  и будет основным опорным  поэтическим  и  музыкальным  языком  в  его  будущем сознательном  речевом  и  музыкальном  интонировании.  Становится  понятным, почему  те  дети,  которых  укачивали  под   колыбельные,   воспитывали   на  пестушках, развлекали прибаутками и сказками, с  которыми  играли,  исполняя  потешки,  по  многочисленным  наблюдениям,  наиболее  творческие   дети,   с развитым музыкальным мышлением …»  Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на  общее развитие:  формируется  эмоциональная  сфера,   совершенствуется   мышление, воспитывается чуткость к красоте  в  искусстве  и  жизни.  «Только  развивая эмоции,  интересы,  вкусы  ребенка,  можно  приобщить  его   к   музыкальной культуре, заложить ее  основы.  Дошкольный  возраст  чрезвычайно  важен  для дальнейшего овладения музыкальной культурой.  Если  в  процессе  музыкальной деятельности будет сформировано  музыкально-эстетическое  сознание,  это  не пройдет бесследно для последующего развития человека, его  общего  духовного становления».   Занимаясь музыкальным воспитанием, важно помнить и  об  общем  развитии детей. Дошкольники имеют небольшой опыт представлений о  чувствах  человека, существующих в реальной жизни. Музыка, передающая  всю  гамму  чувств  и  их  оттенков может расширить эти представления.  Помимо  нравственного  аспекта, музыкальное воспитание имеет  большое  значение  для  формирования  у  детей эстетических  чувств:  приобщаясь  к  культурному   музыкальному   наследию, ребенок  познает  эталоны  красоты,  присваивает  ценный   культурный   опыт  поколений.  Музыка  развивает  ребенка  и  умственно.  Помимо  разнообразных сведений о музыке, имеющих познавательное значение, беседа  о  ней  включает характеристику  эмоционально-образного  содержания,  следовательно   словарь детей  обогащается  образными  словами   и   выражениями,   характеризующими чувства, переданные в музыке. Умение представить и воспроизвести высоту  звуков в мелодии  так  же  предполагает  умственные  операции:  сравнение,  анализ, сопоставление, запоминание, что так же влияет не только на  музыкальное,  но и на общее развитие ребенка.  Как  уже  было   сказано,   музыка   развивает   эмоциональную   сферу. Эмоциональная  отзывчивость  на  музыку  –  одна  из  важнейших  музыкальных способностей. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в  жизни, с воспитанием таких качеств  личности,  как  доброта,  умение  сочувствовать другому человеку.    Развитие музыкальных способностей, одна из главных  задач  музыкального воспитания детей. Кардинальным для  педагогики  является  вопрос  о  природе музыкальных способностей: представляют  ли  они  собой  врожденные  свойства  человека  или  развиваются  в  результате  воздействия   окружающей   среды, воспитания и обучения. Б.М.Теплов в своих работах дал глубокий  всесторонний  анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он  признает  врожденными некоторые  особенности,  предрасположения  человека,   задатки.   «Сами   же способности всегда являются  результатом  развития.  Способность  по  самому своему  существу  есть  понятие  динамическое.  Она  существует   только   в движении,  только  в  развитии».   Способности   зависят   от врожденных задатках, но развиваются в процессе воспитания  и  обучения.  Все музыкальные способности возникают и развиваются в  музыкальной  деятельности ребенка. «Не том дело  –  пишет  ученый  –  что  способности  проявляются  в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности». Это утверждение стало общепринятым в педагогике и психологии.                                                                                           Нормативная база музыкального руководителя детского сада                                                   Руководство дошкольным образовательным учреждением регламентируется нормативными – правовыми и локальными документами:                                                                                                                     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993года (с последними изменениями от 21.07.2007г.)   Закон "Об образовании" 10 июля 1992 года №3266-1 (с последними изменениями от 21.07.2007г.)

  • "Конвенция ООН о правах ребенка" (1989 г.)
  • Федеральный Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ" (1998 г.)
  • Типовое Положение о Дошкольном учреждении
  • "Санитарно - эпидемические  требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений" (СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01 октября 2010 года)
  • Устав детского сада
  •     Договор между ДОУ и родителями                                                                                                      Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" (читать)

    Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения", утв. приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 № 869 (ред. от 03.03.2010)     Музыкальный руководитель отвечает за музыкальное воспитание.  Организует и проводит музыкальные занятия, литературно-музыкальные утренники, вечера.  Выявляет музыкально одаренных детей и занимается с ними индивидуально и в группе. Участвует в проведении утренней гимнастики, физкультурных занятий и развлечений, обеспечивает музыкальное сопровождение организованных игр детей во 2-й половине дня, проводит музыкально-дидактические, театрализованные и ритмические игры.                                                                                                           Учимся слушать музыку В «Детском альбоме» А. Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть - чуть напугает. А произведения композитора С. Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким. Большим праздником в жизни ребенка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера дворца, где «живет» музыка, создает особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, к каждому празднику нужно готовиться, готовиться услышать о самом сокровенном, что пережил композитор и чем захотел поделиться со слушателями. Все пережитое словно оживает в звуках. На это нужно настроиться, постараться вникнуть в суть произведения. Конечно, перед концертом или оперным спектаклем очень хорошо иметь представление о музыке, которая прозвучит. Чтобы понять произведение, узнать о нем и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы - либретто: ведь знать и понимать, о чем поют артисты, очень важно.                                                                               Документацией музыкального руководителя являютcя: - план воспитательно-образовательной работы, который включает в себя перспективный план на три месяца и календарный план на неделю; - сводные таблицы по итогам диагностики; - график работы; - аналитический отчет о проделанной работе за год. План воспитательно-образовательной работы начинающему педагогу рекомендуется вести в форме подробного календарного плана, педагогу-мастеру (со стажем работы более 25 лет) – в форме перспективного плана. В перспективном плане музыкальный руководитель ставит воспитательно-образовательные и развивающие задачи по всем видам музыкальной деятельности (восприятие музыки, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) определяет репертуар с учетом основных форм музыкальной деятельности, содержания планируемых мероприятий, времени года, интересов детей, их способностей и возможностей; содержания работы с воспитателями и родителями. В календарном плане обозначены основные формы музыкальной деятельности: музыкальные занятия, развлечения (подготовка или проведение), музыкальные игры (дидактическая – с пением, ритмическая – с под слово, театрализованная), праздники (подготовка или проведение). Планируется совместная работа с воспитателями и родителями. Конкретизируются задачи по видам, указываются методические приемы, требующие особой подготовки. Форма записи – произвольная. В конце каждого этапа (три месяца) музыкальный руководитель проводит диагностику детей, отмечая уровни их музыкального развития.  С учетом обследования детей педагог намечает мероприятия на следующие три месяца, ставит дополнительные задачи. Данные материалы включаются в годовой отчет. График работы утверждается руководителем дошкольного образовательного учреждения, составляется к началу учебного года. Он определяет содержание рабочей недели с учетом нагрузки.                                                                                                                                                                                         Муниципальное казенное   дошкольное образовательное учреждение детский сад «Брусничка»                                   Образовательная программа дошкольного учреждения по музыке                           Музыкальный руководитель                             Селиверстикова Л.Г.                                        2014г                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    2 младшая - средняя группа Музыкальное воспитание Продолжать развивать у детей интерес к музыке, желание ее слушать, вызывать эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений. Обогащать музыкальные впечатления, способствовать дальнейшему развитию основ музыкальной культуры. Слушание Формировать навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться и не отвлекать других, дослушивать произведение до конца). Учить чувствовать характер музыки, узнавать знакомые мелодии, высказывать свои впечатления. Замечать динамику музыкального произведения, его выразительные средства: тихо, громко, медленно, быстро. Развивать способность различать звуки по высоте (высокий, низкий в пределах сексты, септимы). Пение Обучать детей выразительному пению, формировать умение петь протяжно, подвижно, согласованно (в пределах ре — си первой октавы). Развивать умение брать дыхание между короткими музыкальными фразами. Способствовать стремлению петь мелодию чисто, смягчать концы фраз, четко произносить слова, петь выразительно, передавая характер музыки. Учить петь с инструментальным сопровождением и помощью воспитателя). Песенное творчество Учить самостоятельно сочинять мелодию колыбельной песни и отвечать на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»). Формировать умение импровизировать мелодии на заданный текст, учить сочинять мелодию марша. Музыкально-ритмические движения Продолжать формировать у детей навык ритмичного движения в соответствии с характером музыки, самостоятельно менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. Совершенствовать танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, кружение по одному и в парах. Обучать детей умению двигаться в парах по кругу в танцах и хороводах, ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в ладоши, выполнять простейшие перестроения (из круга врассыпную и обратно), подскоки. Продолжать совершенствовать навыки основных движений (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный). Развитие танцевально-игрового творчества Способствовать развитию эмоционально-образного исполнения музыкально-игровых упражнений (кружатся листочки, падают снежинки) и сценок, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк, гордый петушок, хлопотливая курица). Обучать инсценированию песен, музыкальных игр и постановке небольших музыкальных спектаклей. Игра на детских музыкальных инструментах Формировать умение подыгрывать простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне. Примерный музыкальный репертуар Слушание Произведения из детских альбомов фортепианных пьес: «Материнские ласки» (из альбома «Бусинки» А. Гречанинова); «Пастушок» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Новая кукла», «Болезнь куклы» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Музыкальный ящик» (из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова) и другие пьесы (по выбору музыкальных руководителей); «Бабочка» Э. Грига; «Пьеска», «Смелый наездник» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; симфонические произведения, написанные специально для детей: «Петя и волк», муз. С. Прокофьева; «Детские игры», муз. Ж. Бизе (фрагменты). Пение «Кукушечка», рус. нар. песня, обр. И. Арсеева; «Как на тоненький ледок», «Паучок» и «Кисонька-мурысонька», «Где был Иванушка», рус. нар. песни; «Осень», муз. Ю. Чичкова, ел. И. Мазнина; «В лесу родилась елочка», муз. Л. Бекмана, ел. Р. Кудашевой; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, ел. М. Клоковой; колядки: «Здравствуйте», «С Новым годом»; заклички: «Ой, кулики! Весна поет!» и «Жаворонушки, прилетите!», песни из детских мультфильмов: «Улыбка», муз. В. Шаинского, ел. М. Пляц-ковского (мультфильм «Крошка Енот»); «Песенка про кузнечика», муз. В. Шаинского, ел. Н. Носова (мультфильм «Приключения Кузнечика»); «Если добрый ты», муз. Б. Савельева, ел. М. Пляцковского (мультфильм «День рождения Леопольда»). Песенное творчество                                                                                                                                              «Котенька-коток», рус. нар. колыбельная песня; «Марш», муз. Н. Богословского; «Мишка», «Бычок», «Лошадка», «Марш», муз. А. Гречанинова, ел. А. Барто. Музыкально-ритмические движения Игровые упражнения. «Пружинки» под рус. нар. мелодию «Посеяли девки лен»; прыжки под англ. нар. мелодию «Полли»; легкий бег под латвийскую «Польку», муз. А. Жилинского; ходьба под «Марш», муз. И. Беркович. Этюды-драматизации. «Веселая прогулка», муз. П. Чайковского; «Барабанщик», муз. М. Красева; «Танец осенних листочков», муз. А. Филиппенко, ел. Е. Макшанцевой; «Считалка», «Катилось яблоко», муз. В. Агафонни-кова; «Бегал заяц по болоту», муз. В. Герчик; «Что ты хочешь, кошечка?», муз. Г. Зингера, ел. А. Шибицкой. Хороводы и пляски. «Топ и хлоп», муз. Т. Назарова-Метнер, ел. Е. Карга-новой; «Покажи ладошку», «Пляска парами», латыш, нар. мелодии; «По улице мостовой», «Танец с платочками», рус. нар. мелодии; «Снежинки», муз. О. Берта, обраб. Н. Метлова. Музыкальные игры «Курочка и петушок», муз. Г. Фрида; «Жмурки», муз. Ф. Флотова; «Медведь и заяц», муз. В. Ребикова; «Веселые мячики», муз. М. Сатулина; «Самолеты», муз. М. Магиденко; «Игра Деда Мороза со снежками», муз. П. Чайковского (из балета «Спящая красавица»). Игры с пением. «Огородная-хороводная», муз. Б. Можжевелова, ел. А. Пас-совой; «Заинька, выходи», «Гуси, лебеди и волк», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Булатова; «Платочек», укр. нар. песня, обр. Н. Метлова; «Веселая девочка Таня», муз. А. Филиппенко, ел. Н. Кукловской и Р. Борисовой. Музыкально-дидактические игры Развитие звуковысотного слуха. «Птицы и птенчики», «Качели», «Эхо», «Курицы». Развитие ритмического слуха. «Кто как идет?», «Веселые дудочки», «Петушок, курочка и цыпленок». Развитие тембрового и динамического слуха. «Узнай свой инструмент», «Громко —тихо», «Угадай, на чем играю». Развитие танцевально-игрового творчества «Лошадка», муз. Н. Потоловского; «Зайчики», «Наседка и цыплята», «Воробей», муз. Т. Ломовой; «Ой, хмель мой, хмелек», рус. нар. мелодия, обр-М. Раухвергера; «Кукла», муз. М. Старокадомского; «Скачут по дорожке», муз. А. Филиппенко. Игра на детских музыкальных инструментах «Мы идем с флажками», «Гармошка», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Доли-нова; «Сорока-сорока», рус. нар. прибаутка, обр. Т. Попатен^ко; «Кап-кап-кап...», рум. нар. песня, обр. Т. Попатенко; «Лиса», рус. нар. прибаутка, обр. В. Попова. К концу года дети могут средняя группа • Внимательно слушать музыкальное произведение, чувствовать его характер; выражать свои чувства словами, рисунком, движением. • Узнавать песни по мелодии. • Различать звуки по высоте (в пределах сексты — септимы). • Петь протяжно, четко произносить слова; вместе начинать и заканчивать пение. • Выполнять движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения. • Выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. • Выполнять движения с предметами (с куклами, игрушками, ленточками). • Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, хороводы. • Играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке. 2 младшая группа К концу года дети могут • Слушать музыкальное произведение до конца, узнавать знакомые песни, различать звуки но высоте (в пределах октавы). • Замечать изменения в звучании (тихо — громко). • Петь, не отставая и не опережая друг друга. • Выполнять танцевальные движения: кружиться в парах, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами (флажки, листочки, платочки и т. п.). • Различать и называть детские музыкальные инструменты (металлофон, барабан и др.).                                                                            старшая – подготовительная группа Музыкальное воспитание Продолжать развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах. Слушание Учить различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня). Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения (вступление, заключение, музыкальная фраза). Совершенствовать навык различения звуков по высоте в пределах квинты, звучания музыкального инструмента (клавишно-ударные и струнные: фортепиано, скрипка, виолончель, балалайка). Пение Формировать певческие навыки, умение петь легким звуком в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы; брать дыхание перед началом песни, между музыкальными фразами, произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню, эмоционально передавать характер мелодии, петь умеренно громко и тихо. Способствовать развитию навыков сольного пения, с музыкальным сопровождением и без него. Содействовать проявлению самостоятельности и творческому исполнению песен разного характера. Создавать фонд любимых песен, тем самым развивая песенный музыкальный вкус. Песенное творчество Учить импровизировать мелодию на заданный текст. Формировать умение сочинять мелодии различного характера: ласковую колыбельную, задорный или бодрый марш, плавный вальс, веселую плясовую. Музыкально-ритмические движения Развивать чувство ритма, умение передавать через движения характер музыки, ее эмоционально образное содержание, свободно ориентироваться в пространстве, выполнять простейшие перестроения, самостоятельно переходить от умеренного к быстрому или медленному темпу, менять движения в соответствии с музыкальными фразами. Способствовать формированию навыков исполнения танцевальных движений (поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке; приставной шаг с приседанию, с продвижением вперед, кружение; приседание с выставлением ноги вперед). Формировать танцевальное творчество. Продолжать развивать навыки инсценирования песен; учить импровизировать образы сказочных животных и птиц (лошадка, коза, лиса, медведь, заяц, журавль, ворон и т.д.) в разных игровых ситуациях. По­знакомить с русским хороводом, пляской, а также с танцами других народов. Музыкально-игровое и танцевальное творчество Развивать танцевальное творчество; учить придумывать движения к пляскам, танцам, составлять композицию танца, проявляя оригинальность и самостоятельность в творчестве. Учить импровизировать движения разных персонажей под музыку соответствующего характера; самостоятельно придумывать движения, отражающие содержание песни; придумывать простейшие танцевальные движения. Побуждать к инсценированию содержания песен, хороводов. Игра на детских музыкальных инструментах Учить детей исполнять простейшие мелодии на детских музыкальных инструментах; исполнять знакомые песенки индивидуально и небольшими группами, соблюдая при этом общую динамику и темп. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям. примерный музыкальный репертуар Слушание «Марш», муз. Д. Шостаковича; «Колыбельная», «Парень с гармошкой», муз. Г. Свиридова; «Листопад», муз. Т. Попатенко, ел. Е. Авдиенко; «Марш» из оперы «Любовь к трем апельсинам», муз. С. Прокофьева; «Тревожная минута» (из альбома «Бирюльки» С. Майкапара); «Утренняя молитва», «В церкви» (из «Детского альбома» П. Чайковского); «Раскаяние», «Утро», «Вечер» (из сборника «Детская музыка» С. Про­кофьева); старинный танец из «Альбома пьес для детей» Г. Свиридова (и другие пьесы по выбору музыкального руководителя). «Полька»; муз. Д. Львова-Компанейца, ел. 3. Петровой; «Мамин праздник», муз. Е. Ти-личеевой, ел. Л. Румарчук; «Моя Россия», муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой; «Кто придумал песенку?», муз. Д. Львова-Компанейца, ел. Л. Дымовой; «Детская полька», муз. М. Глинки; «Пляска птиц», «Колыбельная», муз. Н. Римского-Корсакова; «Первая потеря» (из «Альбома для юношества») Р. Шумана; Одиннадцатая соната для фортепиано, 1-я часть (фрагменты), Прелюдия ля мажор, соч. 28, № 7 Ф. Шопена; Финал концерта для фортепиано с оркестром № 5 (фрагменты) Л. Бетховена; Менуэт ре мажор В. Моцарта (и другие произведения западноевропейских композиторов). пение Упражнения на развитие слуха и голоса. «Зайка», «Паровоз», «Петрушка», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель; «Колыбельная», муз. Е. Тиличее-вой, ел. Н. Найденовой; «Андрей-Воробей», рус. нар. песня, обр. Ю. Слоно-ва; русские народные песенки и попевки. Песни. «Барабан», муз. Е. Тиличеевой, ел. Н. Найденовой; «Журавли», муз. А. Лившица, ел. М. Познанской; «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова, ел. М. Ивенсен; «Голубые санки», муз. М. Иорданского, ел. М. Клоко-вой; «Горошина», муз. В. Карасевой, ел. Н. Френкель; «Курица», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Долинова; «Гуси-гусенята», муз. Ан. Александрова, ел. Г. Бойко; «Гуси», муз. А. Филиппенко, ел. Т. Волгиной. песенное творчество «Колыбельная», рус. нар. песня; «Дили-дили! Бом! Бом!», укр. нар. песня, ел. Е. Макшанцевой; «Марш», муз. М. Красева; потешки, дразнилки, считалки и другие русские народные попевки. музыкально-ритмические движения Упражнения. «Маленький марш», муз. Т. Ломовой; «Росинки», муз. С. Майкапара; «Пружинка», муз. Е. Гнесиной («Этюд»); «Шаг и бег», муз. Н. Надененко; «Канава», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Плав­ные руки», муз. Р. Глиэра («Вальс», фрагмент); «Кто лучше скачет», муз. Т. Ломовой; «Учись плясать по-русски!», муз. Л. Вишкарева (вариации на рус. нар. мелодию «Из-под дуба, из-под вяза»). Упражнения с предметами. «Упражнения с ленточками», укр. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «Гавот», муз. Ф. Госсека; «Передача платочка», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. А. Дворжака; «Упражнения с мячами», муз. Т. Ломовой; «Вальс», муз. Ф. Бургмюллера. Этюды. «Ау!» («Игра в лесу», муз. Т. Ломовой); «Тихий танец» (тема из вариаций, муз. В. Моцарта), «Полька», нем. нар. танец; «Поспи и попляши» («Игра с куклой», муз. Т. Ломовой); ходьба на носках с передачей предмета. Танцы и пляски. «Дружные пары», муз. И. Штрауса («Полька»); «Парный танец», муз. Ан. Александрова («Полька»); «Задорный танец», муз. В. Золотарева; «Приглашение», рус. нар. мелодия; «Русская пляска», рус. нар. мелодия («Во саду ли, в огороде»); «Круговая пляска», рус. нар. мелодия, обр. С. Разоренова; пляска мальчиков «Чеботуха», рус. нар. мелодия; «Кадриль с ложками», рус. нар. мелодия, обр. Е. Туманяна. Характерные танцы. «Танец бусинок», муз. Т. Ломовой; «Пляска петру­шек», хорват, нар. мелодия; «Хлопушки», муз. Н. Кизельваттер; «Танец Снегурочки и снежинок», муз. Р. Глиэра; «Танец гномов», муз. Ф. Черчеля; «Танец скоморохов», муз. Н. Римского-Корсакова; «Танец цирковых лошадок», муз. М. Красева. Хороводы. «Березка», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Ай да березка», муз. Т. Поиатенко, ел. Ж. Агаджановой; «Веснянка», укр. нар. мелодия, обр. С. Полонского; «Новогодняя хороводная», муз. С. Шайдар; «Новогодний хоровод», муз. Т. Попатенко; «Хоровод цветов», муз. Ю. Слонова; «Возле речки, возле моста», «Как пошли наши подружки», «Со вьюном я хожу», «А я по лугу», «Земелюшка-чернозем», «Пошла млада за водой», рус. нар. песни, обр. В. Агафонникова. Знакомство с древнейшей символикой хороводных движений. Музыкальные игры Игры. «Ловишка», муз. Й. Гайдна; «Не выпустим», муз. Т. Ломовой; «Будь ловким!», муз. Н. Ладухина; «Найди себе пару», латв. нар. мелодия, обр. Т. Попатенко; «Ищи игрушку», рус. нар. мелодия, обр. В. Ага­фонникова; «Игра с бубном», муз. М. Красева; «Игра со звоночком», муз. С. Ржавской; «Кот и мыши», муз. Т. Ломовой; «Погремушки», муз. Т. Вилькорейской. Игры с пением. «Ворон», рус. нар. мелодия, обр. Е. Тиличеевой; «Ежик», муз. А. Аверина; «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского; «Две тетери», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Заинька», рус. нар. песня, обр. К кок Н. Римского-Корсакова; «Кот Васька», муз. Г. Лобачева, ел. Н. Френкель; «Ежик и мышки», муз. М. Красева, ел. М. Клоковой; «Цветы», муз. Н. Ба-хутовой, слова народные. Музыкально-дидактические игры Развитие звуковысотного слуха. «Музыкальное лото», «Ступеньки», «Где мои детки?», «Мама и детки». Развитие чувства ритма. «Определи по ритму», «Ритмические полоски», «Учись танцевать», «Ищи». Развитие тембрового слуха . «На чем играю?», «Музыкальные загадки», «Музыкальный домик». Развитие диатонического слуха. «Громко, тихо запоем», «Звенящие колокольчики». Развитие восприятия музыки и музыкальной памяти. «Будь внимательным», «Буратино», «Музыкальный магазин», «Времена года», «Наши песни». Инсценировки и музыкальные спектакли «К нам гости пришли», муз. Ан. Александрова; «Как у наших у ворот», рус. нар. мелодия, обр. В. Агафонникова; «Где ты был, Иванушка?», рус. нар. мелодия, обр. М. Иорданского; «Моя любимая кукла», автор Т. Коренева, «Полянка» (музыкальная игра-сказка), муз.Т. Вилькорейской. Развитие танцевально-игрового творчества «Котик и козлик», «Я полю, полю лук», муз. Е. Тиличеевой; «Вальс кошки», муз. В. Золотарева; свободная пляска иод любые плясовые мелодии в аудиозаписи; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия, обр. Р. Рустамова; «А я по лугу», рус. нар. мелодия, обр. Т. Смирновой. Игра на детских музыкальных инструментах «Небо синее», «Смелый пилот», муз. Е. Тиличеевой, ел. М. Долинова; «Дон-дон», рус. нар. песня, обр. Р. Рустамова; «Гори, гори ясно!», рус. нар. мелодия; «Пастушок», чеш. нар. мелодия, обр. И. Берковича; «Петушок», рус. нар. песня, обр. М. Красева; «Часики», муз. С. Вольфензона; «Жил у нашей бабушки черный баран», рус. нар. шуточная песня, обр. В. Агафонникова. К концу года дети могут старшая группа • Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка); произведения по мелодии, вступлению. • Различать высокие и низкие звуки (в пределах квинты). • Петь без напряжения, плавно, легким звуком; произносить отчетливо слова, своевременно начинать и заканчивать песню; петь в сопровождении музыкального инструмента. 1 Ритмично двигаться в соответствии с различным характером и динамикой музыки. • Самостоятельно менять движения в соответствии с трехчастной формой музыкального произведения и музыкальными фразами. Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне. С продвижением вперед и в кружении. - Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу. - Играть мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами. подготовительная группа Познакомить детей с Государственным гимном Российской Федерации. К концу года дети могут • Узнавать мелодию Государственного гимна РФ.   Определять, к какому жанру принад&